Данный проект оказался востребованным не только среди офицеров запаса, но и среди учителей и специалистов по воспитательной работе общеобразовательных, специализированных и коррекционных школ; руководителей муниципальных образований; руководителей клубов, домов культуры, библиотек, досуговых центров; сотрудников ГУФСИН. Всего за время реализации проекта обучение прошли 115 человек.
Офицеры запаса провели занятия в образовательных учреждениях 11 муниципальных образований Иркутской области: г. Иркутск, Тайшет, Усть-Орда, Маркова, г. Усолье, Ангарск, Усольский район, Залари, Листвянка, Новобирюсинск, Иркутский район.
Слушателями «Урока нравственности» стали 641 ученик.
Цель «Урока нравственности» - научить делать нравственный выбор.
Задачи:
- Познакомить с категориями нравственности.
- Сформировать умение просчитывать последствия выбора.
- Способствовать осознанию преимущества нравственного выбора и его значимости для личностного развития, общественной жизни и Родины в целом.
Через анализ различных жизненных ситуаций слушатели имеют возможность не просто делать выбор, а просчитывать и выбирать последствия своих решений, а также оценить свой выбор с точки зрения золотого правила нравственности « Не навреди себе, обществу и природе ни мыслью, ни словом, ни делом».
Ситуации, предлагаемые для анализа, отражают проблему нравственного выбора в главных сферах жизни человека – экономической, политической, социальной, духовной, с которыми человек сталкивается в школьном коллективе, в семье, на работе, во дворе и т.д.
В результате, слушатели имеют возможность задуматься о том, что абсолютно все принимаемые решения и любой выбор имеет последствия не только для себя лично, но и для других людей, даже страны в целом.
Данные уроки способствуют духовно-нравственному развитию личности и формированию его гражданской зрелости.
Слушатели восприняли занятия очень позитивно. Тема оказалась востребованной, дети с интересом участвовали в диалоге, учились рассматривать проблемы с разных сторон, думать о том, как их выбор может отразиться на собственной жизни и жизни других людей, в ближайшее время и в долгосрочной перспективе.
Педагоги, присутствовавшие на занятиях, отметили актуальность данной темы, её необходимость и своевременность, высокое качество материалов урока ( в том числе интерактивных), доступность, и достойный уровень ораторов - офицеров, ведущих занятия, их заинтересованность, чуткость и истинный патриотизм.
Так, благодаря вовлечению офицеров запаса в процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, использованию их колоссального потенциала и жизненного опыта и гражданской зрелости, были достигнуты качественные результаты проекта «Офицеры запаса молодежи!»:
- воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную;
- формирование личности с чувством человеческого достоинства и долга перед своей страной и народом, человека культурных традиций многонационального народа Российской Федерации;
- освоение базовых ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, милосердие, справедливость;
- принятие фундаментальных понятий: человечество, семья, здоровье, труд, наука, искусство, природа;
- приобщение к культурным национальным ценностям российского общества в контексте формирования гражданской идентичности;
- стимулирование активной гражданской позиции, потребности духовно-нравственного развития.
Кроме того, большой интерес к теме духовно-нравственного воспитания, и конкретно к «Уроку нравственности» проявил Совет отцов г. Иркутска. Пройдя экспресс-обучение в объеме 6 академических часов и получив материалы «Урока Нравственности», адаптированные специалистами Фонда им. Распутина для детей младших, средних и старших классов, члены Совета отцов в количестве 38 человек провели занятия для 1120 детей 1-11 классов на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов.
«Уроки нравственности», проведенные в школах членами Совета отцов нашли положительный отклик как со стороны детей, так и со стороны классных руководителей, присутствовавших на уроках.
Дети отметили, что материалы урока, в том числе и подобранные видеоматериалы, очень интересны, помогают понять «Что такое хорошо?» и « Что такое плохо?» и научиться делать нравственный выбор в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для детей оказалось очень важным, что они небезразличны родителям.
Классные руководители высоко оценили актуальность данной темы, форму подачи материала, достойный уровень оратора и умение вызвать интерес и взаимодействовать с детьми. А также выразили большое желание продолжать подобные практики тематических классных часов, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Отцы, выступающие в качестве лекторов, отметили, что подготовка к такому уроку позволила им самим по-новому взглянуть на воспитание собственных детей, осмыслить, что «Чужих детей не бывает – есть окружение моего ребенка», взять на себя ответственность и внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения. И, главное, завоевать авторитет не только в глазах своего ребенка, но и детей всего класса.
Совет отцов выразил желание продолжить подобную работу совместно с Фондом им. Распутина. Разработан план тематических занятий на январь-май 2020г. Темы занятий направлены на духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся 1-11 классов. Экспериментальной площадкой по-прежнему является МБОУ г. Иркутска СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов. В последствии, данный опыт может быть масштабирован и на другие школы, а также стать отдельным проектам Фонда им. Распутина, заявленным на конкурс Фонда президентских грантов.
Следует особо отметить, что обучение детей и подростков нравственному выбору, является на сегодняшний день эффективным и доступным методом профилактики социально-негативных явлений среди несовершеннолетних, что, безусловно, актуально в современном ом обществе.
Отзывы, полученные от всех участников, в процессе реализации проекта носят положительный характер, что подтверждает актуальность и эффективность данной работы, её востребованность и давно назревшую необходимость со стороны не только образовательных учреждений, родителей и общества в целом. Духовно-нравственное развитие личности – эта ниша, которая требует особого внимания, системной работы и поддержки со стороны государства.